Nas
Назир Джонс (Nasir Jones) родился в 1974 году на Лонг-Айленде (островной части Нью-Йорка). Выросший на улицах Куинсбриджа (сокращенно Куинса) сын известного джазового композитора Олу Дара (Olu Dara), выступавшего на одной сцене с Кассандрой Уилсон и Джеймсом Алмером, Нас увлекся рэпом в 9 лет и в середине 80-х вошел в состав команды DEVASTINТ SEVEN, одного из уличных проектов Куинсбриджа, которые подарили хип-хопу легендарных JUICE CREW и Marley Marl, MC Shan, Kool G. Rap, Biz Markie, Big Daddy Kane и Craig G, как сольных рэпперов. Когда Нас оказывался у микрофона, он мог несколькими словами описать, через что проходит едва ли не каждый негр, живущий в Нью-Йорке, и это были не банальные фразы телерепортеров, которым их шеф поручил смотаться в гетто, сделать несколько снимков и за пару долларов записать на пленку рассказ какого-нибудь негритенка или латиноса, как им хреново живется.
В 1989 году Нас знакомится с Large Professor, продюсером MAIN SOURCE, ERIC B. AND RAKIM и Kool G. Rap, тот представляет его своей группе, и голос Наса оказывается в припеве "Live At The BBQ" из классического дебютного альбома MAIN SOURCE "Breaking Atoms" 1990 года наравне с Joe Fatal, Akinelye и Large Professor. Это оказалось самой лучшей рекламой, и Нас стал еженедельно выступать на нью-йоркских улицах, попутно продавая (по дешевке, естественно) свое первое демо, с помощью которого он надеялся получить контракт. Но смерть его лучшего друга и убийство брата чуть было не подкосили его волю. Возможно, убитый горем Нас так никогда и не стал бы настоящим рэппером, если бы не бывший участник 3RD BASS MC Serch, фигура которого попала на глаза Насу через год после успеха "Live At The BBQ". Серч был уверен, что такой талантливый парень, как Нас, давным-давно имеет контракт, но когда узнал, что он собирается покинуть большую игру, посчитал своим долгом спасти талант для народа. Серч немедленно задействовал его вокал для своего очередного сингла "Back To The Grill" и записал вместе с Нас и Large Professor сильнейшую вещь "Halftime" для саундтрека к фильму "Zebrahead", продюсером которого, собственно, и являлся. Так в 1993 году Нас получил контракт с продюсерской компанией Серча Serchlite Music и в следующем году стал приоритетным артистом для Columbia Records.
Пользуясь славой настоящего андерграундного гения, Нас теперь мог записывать свой дебютный альбом с любым продюсером. Губа у него оказалась отнюдь не дурой, и мастерская огранка диска "Illmatic" была восторженно воспринята как заурядным мэйнстримом, так и глубинным андерграундом. Газета "New York Times" писала: "Нас строит свою уличную летопись не только на черных фактах, но и на юморе и гуманности... Он рассказывает о насилии, не восхваляя его. В его текстах реальная жизнь побеждает обстоятельства...". А журнал "Time" назвал переполненный живыми эмоциями альбом Наса "полуночным звонком, призванным разбудить сознание слушателя".
Нас своей манерой чтения сумел уйти от рутинных называемых в прессе "bitches and hoТs" тем и стал настоящим рупором своего гетто. Яркий пример тому - открывающий "Illmatic" трек "New York State Of Mind", где Нас читает под клавишный аккомпанемент продюсера DJ Premier (из GANG STARR), и продолжающий его дуэт Nas и его протеже AZ в "LifeТs A Bitch", где есть припев: "LifeТs a b*tch and then you die/ThatТs why we get high/Cause you never know when youТre gonna go" (перевод, думаю, не нужен). Но даже несмотря на жуткие детские воспоминания, композиции типа "One Love" (правдивая история о том, как его друг-рэппер Cormega смог победить раковую опухоль) с ксилофоновыми хуками еще одного продюсера диска Q-Tip (из A TRIBE CALLED QUEST) и "The World Is Yours" (спродюсированная Pete Rock) пропитаны большим оптимизмом, внушающим в первую очередь веру в себя и любовь к ближнему, которые всегда оставляют надежду на лучшую жизнь. И в "It AinТt Hard To Tell" Нас вместе с тем же Large Professor, главным продюсером альбома, говорит, что раскрыть глаза на негативное легко, бороться же с ним гораздо труднее. И он как никто другой близок к правде.
Что ж, после столь впечатляющего броска вперед следующие два года складывалось впечатление, что этому разумному нигеру под силу в одиночку изменить мир. И пособие, как это сделать, он поместил в своем втором альбоме "It Was Written", до того почтив своим присутствием альбомы AZ, Kool G. Rap и MOBB DEEP.
Бруклинский дуэт THE TRACKMASTERZ взял на себя основную продюсерскую работу при записи "It Was Written", и альбом не подкачал, дебютировав летом 1996 года сразу же на 1-м месте американских хип-хоп-чартов (при том, что "Illmatic", как бы хорош он ни был, выше 12-го места прыгнуть не смог). Известно также, что Нас специально летал в Лос-Анджелес в студию Dr. Dre, чтобы записать композицию "Nas Is Coming". Дре выступил ее продюсером и в очередной раз доказал, что война между побережьями - это полный нонсенс. Из других приглашенных отметим Хавока из MOBB DEEP, ставшего продюсером двух треков (включая "Live Niggas Rap" с вокалом Наса, Хавока и Продиджи, его партнера по группе), DJ Premier, выдавшего "I Gave You Power", а также две песни с L.E.S. и по одной с LIVE SQUAD и Jo Jo (из JODECI). Ну и, конечно же, не будем забывать о самом громком сингле этого альбома "If I Ruled The World" с вокалом милашки Лорин Хилл из FUGEES. Те из вас, кто думает, что большие деньги испортили Наса, должны получше прислушаться к этой песне. Нас всегда был и останется сыном своего гетто и никогда не продаст и не променяет его ни на что, потому что в Куинсе прошло его детство, там остались его самые верные друзья. Не обязательно жить там, главное - помнить, откуда ты родом. Многие люди, насмотревшись "Крестного отца", становятся гангстерами, рвутся к дешевой власти, берут в руки оружие, торгуют наркотиками и идут по трупам. Но, как говорит Нас, если ты строишь свою жизнь с пистолетом в руке, ты и умрешь от него. Не все можно купить за деньги. И это самое главное, что должны уяснить все бывшие дети гетто, которые долгое время жили в дерьме, мечтали разбогатеть и в один прекрасный момент вкусили запретного плода, как он. Нужно уметь вовремя остановиться...
Возвращаясь к альбому, нельзя не заметить еще одну песню под названием "Affirmative Action", первый "коллаборейт" Nas и его молодых коллег по новому проекту The FIRM. Нас явно вырос из одежды сольного исполнителя и выступил здесь как творец, который превратил одиночный, но все же уникальный по своим свойствам цвет в радугу. Сексуальная красавица Foxy Brown, одна из самых популярных рэпперш Восточного побережья, работавшая с Jay-Z и Case, и подающие большие надежды AZ и NATURE составили сильный союз с нашим героем в их дебютном альбоме "Firm Biz" (продюсер Dr. Dre), и даже неурядицы с авторскими правами на имя "The Firm", которое до сих пор принадлежит дуэту Джимми Пэйджа и Пола Роджерса, записавшему под ним два альбома в середине 80-х, не помешали им смело заявить о своих немалых амбициях. Они получили уникальное звучание, сами писали для себя песни, поэтому не все ли равно, как называть себя, The FIRM или NAS ESCOBAR, FOXY BROWN, AZ and NATURE present The FIRM?!
Впрочем, это не единственное предприятие Наса. Прошлым летом Нас впервые записал совместную песню со своим отцом. "Jungle Jay" вошла в альбом Olu Dara "In the World: From Natchez to New York". А в конце октября 1998 года вышла не менее звездная и достойная работа Nas, DMX и Method Man "The Grand Final". Ну и за всей этой сторонней шумихой он не забыл и о сольном творчестве. После нескольких переносов в феврале должен наконец-то появиться в продаже его третий альбом-двойник "I Am... The Autobiography", записанный при участии Ghostface Killah, Method Man, DJ Premier, AZ, Raekwon.
|